Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Минское отделение Белорусской железной дороги

Историческая справка

Впервые в Минске гудок паровоза раздался в ноябрьском воздухе 1871 года, когда был открыт участок железной дороги в направлении Смоленск-Минск-Брест. Всего лишь за полтора года были проложены 650 км железнодорожной линии. В это же время в границах Минского отделения появились и первые 13 линейных станций.

Все они действуют и до сих пор, некоторые только поменяли названия. Сама же станция Минск находилась за городской чертой и для своего времени была хорошо оборудована: было здесь и пассажирское здание, и жилые дома, и мастерские, и стрелочные будки, и паровозное здание на 12 паровозов, и многое другое. Имела станция и две платформы — пассажирскую и межпутевую.

Но вскоре все изменилось: железнодорожное сообщение в Беларуси начало стремительно развиваться. Уже через 2 года, в январе 1873 года было открыто постоянное движение на участке Минск—Вильня (теперь Вильнюс), и нынешняя столица Беларуси стала первым на нашей земле железнодорожным узлом. А в Минске, именно там, где теперь стоит современный красавец-вокзал, появился первый его предшественник — тогда всего лишь пассажирское здание. Минский железнодорожный узел был образован в 1873 году. С введением в эксплуатацию Ландварово-Роменской дороги, были построены и основные сооружения вокзала, который назывался Виленским. На площади, прилегающей к перрону, были возведены деревянные павильоны. В одном из павильонов размещен вокзал, в других — управление станции, поликлиника, ремесленное училище и другие объекты, связанные со строительством станции.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1946 году было образовано Минское отделение Белорусской железной дороги.

С 2000 года — Транспортное республиканское унитарное предприятие «Минское отделение Белорусской железной дороги».

В 1951 году после реформирования Западной дороги Оршанское отделение вошло в состав Калининской железной дороги. Его границы были расширены до Медведки (на станции Витебск) и Унечи. Участок ЛидаМолодечно остался в составе Барановичского отделения Брест-Литовской железной дороги, а в 1953 году участок вошел в состав Белорусской железной дороги. К концу 1955 года в Минское отделение дороги были включены участки МолодечноГутно и Минск-Южный—Верейцы—Гродзянка. Оршанское отделение с 1957 года было передано Белорусской железной дороге, его северная граница проходила по станции Можеевка.

9 июля 1955 года была открыта минская Детская железная дорога. Сотни железнодорожников, минчан с детьми, гостей города пришли на открытие детской дороги.

10 марта 1961 года в состав Минского отделения были включены участки и предприятия Оршанского отделения дороги. Так было создано единое Минское отделение. Из его состава были исключены станции Гутно, Верейцы и участок ВерейцыГродзянка.

За период с 1959 года по 1979 год грузовое и пассажирское движение было переведено на тепловозную тягу, внедрен поточный метод ремонта грузовых вагонов в вагонных депо, осуществлен сплошной перевод промежуточных станций на электрическую централизацию стрелок, сигналов и участков — на числовую кодовую автоматическую блокировку, перевод пригородного движения в Минском узле на электрическую тягу, приведение полезных длин промежуточных станций к норме. Осуществлена реконструкция станций Минск-Сортировочный, Орша-Центральная, Орша-Западная и внедрена на этих станциях маршрутно-релейная электрическая централизация стрелок и сигналов, бурными темпами развивалось грузовое хозяйство. В 1979–1983 годы началось внедрение ЭВМ для планирования эксплуатационной работы, уделялось большое внимание совершенствованию организации работы всех отраслей отделения дороги.

Был осуществлен перевод движения пассажирских и грузовых поездов на электрическую тягу, электрифицированное движение на участках Борисов-Орша, Орша-Красное и на Оршанском железнодорожном узле.

Продолжалось интенсивное внедрение электронно-вычислительной техники, были модернизированы устройства связи, повысились допустимые скорости движения поездов по состоянию пути.

30 декабря 2000 года была принята в эксплуатацию 1-я очередь нового вокзала станции Минск-Пассажирский. 2 июля 2001 года накануне Дня Независимости в левом крыле вокзала открылись новые билетные кассы дальнего следования. В 2003 году строительство вокзала было завершено и он начал функционировать на полную производственную мощность.

О трудовом героизме строителей и эксплуатационников в период электрификации рассказывают экспонаты комнаты боевой и трудовой славы Минской дистанции электроснабжения.

История развития путевого хозяйства представлена в комнате боевой и трудовой славы Минской дистанции пути. Особенно ценным является то, что здесь отражены многие стороны смежных отраслей транспорта.

О героических и трудовых свершениях коллективы самого героического предприятия — локомотивного депо Орша говорят экспонаты музея, расположенного в одном здании с цехом ремонта дизель-поездов.

В здании бывшего клуба железнодорожников в Минске разместился музей локомотивного депо Минск. На многочисленных стендах и экспонатах наглядно прослеживается вклад паровозников, тепловозников, электровозников в развитие отделения дороги и локомотивной отрасли, отражены их трудовые и боевые подвиги.

Комната боевой и трудовой славы Минского вагонного депо ярко показывает историю развития и роль вагонного хозяйства в едином перевозочном процессе, рассказывает о лучших людях отрасли.

Музей Оршанской дистанции пути представлен делами коллектива, его руководителей, передовых работников на разных исторических периодах. В музее отделения дороги, который был открыт в 1998 году, отражены все этапы развития отделения, история предприятий, роль коллективов и передовиков производства.

На территории отделения сейчас действует 69 станции, из которых 62 станции осуществляют перевозку пассажиров, 126 остановочных пунктов, при этом Орша и Молодечно в 1993 году получили статус межгосударственных передаточных станций. На станциях Красное и Гудогай наша дорога граничит с Московской и Литовской железными дорогами. Больше века минуло с тех пор, как Минское отделение дороги начало свое существование, и сегодня без его работы жизнь в Республике Беларусь невозможно представить.

НАЧАЛЬНИКИ МИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ:

1946-1955 гг. — Петуланин Михаил Иванович

1955-1959 гг. — Сорокин Георгий Матвеевич

1959-1979 гг. — Истушкин Федор Анисимович

1979-1983 гг. — Митасов Павел Васильевич

1983-1989 гг. — Володько Евгений Иванович

1989-1990 гг. — Ринг Владимир Иосифович

1990-2002 гг. — Гапеев Василий Иванович

2002 -03.03.2016 — Шилов Игорь Сергеевич

20.06.2016 - 31.05.2019 — Дашкевич Павел Леонидович

08.07.2019 по настоящее время - Хорошевич Александр Анатольевич