Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Минское отделение Белорусской железной дороги

История

Станция Орша — крупнейший железнодорожный узел Беларуси, расположенный на пересечении двух европейских транспортных коридоров и являющийся важнейшим звеном в железнодорожной сети Республики Беларусь и стран СНГ.

В ноябре 1871 года через город Оршу пролегла железнодорожная линия Смоленск-Минск, приведшая к возникновению станции Орша и соответствующей железнодорожной инфраструктуры. Волею талантливых и принципиальных российских инженеров главная и поныне железнодорожная линия Москва-Брест пролегла через Оршу, а город Орша, благодаря возникновению железнодорожной станции, получил отличную шоссейную дорогу, вдоль которой начали быстро формироваться жилые массивы.

Таким образом, к началу нового века станция Орша стала важным пунктом железнодорожного сообщения Москва-Брест имеющим достаточную перерабатывающую способность.

К концу 1902 года эту линию пересекла новая магистраль Витебск -Жлобин, в Орше появилась ещё одна станция. Строительство линии, проходящей по правому берегу Днепра, было начато в 1900 году. А уже 24 декабря 1902 года (6 января 1903 года) линия Витебск-Жлобин была сдана в эксплуатацию. Линия имела большое народнохозяйственное значение: она обеспечивала надёжную транспортную связь столицы империи Санкт-Петербурга с развивающимся промышленным и развитым сельскохозяйственным югом страны.

Открытие линии Витебск-Жлобин привело к созданию Оршанского железнодорожного узла, работающего на 4 направления и состоящего из двух станций — пассажирской и грузовой, принадлежавшим двум разным дорогам.

Железные дороги на территории Беларуси продолжали строиться вплоть до 30-х годов XX столетия, возникали новые железнодорожные узлы. Однако значение создания Оршанского узла с его уникальной схемой и мощным путевым развитием, состоявшегося 100 лет тому назад, трудно переоценить.

Создание узла дало толчок экономическому развитию города Орши. Ведь на этот период город характеризовался относительной бедностью среди уездных городов Могилёвской губернии при удобном географическом положении. В городе было всего 40 «промышленных заведений» (по терминологии того времени), численность рабочих в них едва достигала 200 человек. В городе насчитывалось 15 тысяч жителей. Вниз по Днепру было организовано товаро-пассажирское пароходство, пристань Орша грузила много хлеба и леса. Таким образом, в Орше был создан настоящий транспортный узел. В течение более 150 лет формировалось путевое развитие узла, обновлялось техническое вооружение для переработки поездов, выполнения грузовой работы и обслуживания пассажиров с непрерывным совершенствованием перевозочного процесса.

В настоящее время станция Орша — железнодорожный узел кольцевого типа, образуемый пересечением направлений: Минск — госграница с Российской федерацией. Витебск — Могилев — Гомель — госграница с Украиной и участков Орша — Кричев, Орша — Лепель. Узел состоит из двух сортировочных (Орша-Центральная — внеклассная, Орша-Западная — внеклассная класса), одной грузовой (Орша-Восточная — II класса), одной промежуточной станции (Орша-Северная — IV класса) и путевого поста Городнянский, взаимодействующих между собой. Кроме того, структурными подразделениями станции являются железнодорожный вокзал и единственная на Белорусской железной дороге дезинфекционно-промывочная станция.

Станция предназначена для расформирования и формирования грузовых поездов, выполнения производственных операций по обслуживанию грузовых поездов и вагонов, подготовки грузовых вагонов под погрузку, грузовых операций с вагонами и контейнерами, формирования и обслуживания пассажирских поездов.

Одним из приоритетных направлений деятельности работников станции Орша является поддержание в надлежащем техническом и эстетическом состоянии железнодорожного вокзала, как одного из факторов обеспечения культуры обслуживания пассажиров. Железнодорожный вокзал станции Орша является одним из самых крупных на Белорусской железной дороге и обслуживает большой местный и транзитный пассажиропоток. Ежесуточно с вокзала станции Орша отправляется 6,8 тысяч пассажиров (в летний период — до 8 тысяч человек). Для огромного числа пассажиров вокзал является, с одной стороны, своеобразными «восточными воротами» в республику, с другой стороны, — визитной карточкой железной дороги в целом.

Впервые железнодорожный вокзал на станции Орша был построен в 1871 году с введением в эксплуатацию железнодорожной линии Москва-Брест. В 1912 году на месте старого было построено бетонное двухэтажное здание (архитектор – И. И. Струков), которое с западной и восточной стороны имело по две четырехгранные колонны с зубчатым парапетом. В середине 30-х гг. отмечалось резкое увеличение пассажиропотока через Оршу. Был разработан проект достройки вокзала, и за три предвоенных года были выполнены некоторые работы по внутренней планировке и отделке, а также наружное обустройство.

В годы Великой Отечественной войны здание вокзала было частично разрушено и восстановлено в соответст­вии с первоначальным проектом. По замыслу архитектора Н. И.Туманской были внесены зна­чительные изменения в его архитектурно-художественное оформление. Особенно тщательно была отработана восточная сторона, сооружен построенный по проекту А. И.Азгура памятник К. С.Заслонову. В конце 1947 г. вокзал был полностью восстановлен. В 1953 году здание вокзала было достроено, на западной и восточной сторонах появился второй этаж. Над западной частью Оршанского вокзала в 1973 г. было сооружено остекленное поме­щение, в котором разместилась дикторская.

К концу 70-х гг. состояние вокзала в Орше стало вызывать тревогу за безопасность пассажиров. Учитывая значительную высоту залов, строительные организации не брались за вы­полнение внутренних работ. И всё же силами и средствами Оршанской дистанции граждан­ских сооружений за два года работы были выполнены. В 1980 г. вокзал украсили новые ин­терьеры, была выполнена частичная перепланировка помещений.

Таким вокзал и оставался до наших дней. Кроме косметических ремонтов до 2002 г. никаких работ не производилось. Естественно, что за этот период здание очень обветшало, пришло, практически, в аварийное состояние. Поэтому по инициативе руководства станции Орша и по решению руководства Белорусской железной дороги в марте 2003 года начата полная реконструкция здания Оршанского вокзала и благоустройство привокзальной площади, перронов и платформ. Реконструкция вокзального комплекса станции Орша, на которую затрачено 20,9 млрд рублей, осуществлена исключительно за счёт средств Белорусской железной дороги.

При сохранении общего архитектурного исторического облика здания интерьеры внутренних помещений полностью реконструированы, выполнены в современном стиле, с применением европейских технологий и материалов. Проведена полная модернизация оборудования вокзального комплекса, позволившая значительно улучшить условия обслуживания и пребывания как пассажиров, так и работников вокзального комплекса.

С целью расширения сферы услуг, оказываемых населению, и для повышения доходности пассажирских перевозок на вокзале в январе открыт зал повышенной комфортности. Для создания комфортных условий отдыха пассажиров оборудованы два номера «Люкс», один одноместный номер, шесть двухместных номеров и номер для отдыха пассажиров с детьми. В здании вокзала оборудовано отдельное помещение для автоматических камер хранения на 144 ячейки. Кроме того, для создания наиболее комфортных условий по приёму и переработке багажа и грузобагажа, улучшения общего архитектурного ансамбля вокзального комплекса произведён демонтаж старого здания багажного отделения и начато проектирование нового здания.

Для удобства пассажиров на вокзале функционируют парикмахерская, ресторан, буфеты, бильярд-бар, отделения почтовой и электрической связи, медпункт, платные туалеты.

Станция Орша – уникальный железнодорожный узел, развязка которого позволяет принимать поезда с любого из шести направлений на любую станцию узла.