Лауреаты премии имени машиниста В. А. Яцкевича
23 мая 2016
Уже более четверти века трудится в локомотивном депо Орша машинист электровоза Эдуард Виташкевич. Из них свыше 15 —
за правым крылом локомотива. По итогам работы в 2015 году он стал лауреатом премии по безопасности движения поездов имени машиниста Владимира
Яцкевича.
![](/uploads/userfiles/images/image from GB-N-37-21-05-16-5.jpg)
Практику проходил на станции Орша-Западная оператором при дежурном по станции. Туда же его приглашали на работу.
Но после службы в армии молодой человек устроился в локомотивное депо: детская мечта о профессии машиниста взяла свое. Недолго проработав в хозцехе, пошел
на курсы помощников машиниста тепловоза и электровоза. В 1980-е они еще организовывались в стенах депо. Через несколько месяцев он уже ездил в Смоленск
на электровозе ВЛ80с. Каждый рейс ждал с нетерпением. С переходом в пассажирскую колонну география поездок расширилась до Минска. Электровозы ЧС4т здорово
вдохновляли. Тогда, в начале 1990-х, это была практически новая, современная техника. Впрочем, и сегодня многие бригады о «чехе» отзываются достойно: мол,
до сих пор не устарел.
Через год Эдуард Федорович поехал совершенствовать свои знания в Гомель, а спустя еще год вернулся с правами машиниста тепловоза и электровоза. Правда,
попробовать себя в новом качестве ему пришлось только через несколько лет: в середине 1990-х упали объемы как грузовых, так и пассажирских перевозок. Свой первый рейс
из Смоленска в Оршу Эдуард Виташкевич помнит хорошо.
- Такое не забудется, — рассказывает машинист, — тогда произошел саморасцеп грузовых вагонов. Давление в тормозной магистрали упало
до нуля. Я остановил поезд. Мой помощник, а также еще один опытный машинист (поезд ехал на двойной тяге с еще одной бригадой) пошли выяснять ситуацию. Проблема
была в клине автосцепки, который оказался деформированным. Разъединенные вагоны мы соединили с помощью автосцепки последнего вагона и беспрепятственно доехали
до Орши. Сев за правое крыло грузового локомотива, сначала имел дело с уже хорошо знакомым ВЛ80с, а затем вернулся к так полюбившемуся
«чеху». В пассажирской колонне Вячеслава Шебештейна он уже 15 лет, порой замещает машиниста-инструктора. За это
время освоил новую технику: электровоз ЭП10 — на заводе-производителе в Новочеркасске, ЭП20 —
в учебном центре подготовки кадров в Москве, ЧС8 — в депо Вязьма, где локомотивы эксплуатируются. Предпочтение отдает все-таки ЭП20 — более современной и совершенной машине.
Как считает Эдуард Федорович, в жизни нет ничего невозможного, особенно в наше время — было бы желание. Вот захотел он на даче свою
мастерскую, и вместе с братом два сруба поставили. А еще, убежден, в любом деле нужно вдохновение, без которого никак нельзя. Для него — это семья:
три главные женщины его жизни — жена и две дочери. А сейчас еще пятилетний любимый внук Артем, который уже сегодня во многом является единомышленником деда
и тоже хочет стать железнодорожником.
Ольга НИКОЛАЕВА
К списку новостей за 2016 год