Открытый урок времени
16 января 2017
В год 155-летия Белорусской железной дороги музей локомотивного депо Орша обретает второе дыхание.
В одиннадцати экспозициях — более трех тысяч экспонатов: документы, фотографии, макеты железнодорожной техники. Из семейных архивов в музейные фонды
перекочевали печатные машинки разных лет, граммофоны, фотоаппараты. Всего и не перечислить. Безмолвные свидетели прошлого, они красноречиво рассказывают об этапах становления
и развития предприятия, история которого насчитывает почти полтора века. Причем за каждым из раритетов — человеческая судьба. Сегодня невозможно вспомнить
всех, кто в разные годы водил поезда, ремонтировал паровозы, кто осваивал новые типы локомотивов. Память о них живет в музее, свято храня для потомков историческую летопись
депо — с конца XIX века до нынешнего дня.
- Свою историю локомотивное депо Орша ведет с 1871 года. Это было небольшое здание веерного типа на 12 стойл. Труд паровозных бригад был тяжелым, ведь паровозы работали
в основном на дровах. Попробуйте поднять, к примеру, лопату. Весит немало, а ведь площадь топки паровоза была почти семнадцать квадратных метров. Представляете, какой
силой обладали в то время помощники машинистов и кочегары, — с энтузиазмом начинает экскурсию нынешний хранитель музейных фондов Олег Автушенко
(на фото слева).
Олег Александрович — прекрасный гид и рассказчик. А еще очень неравнодушный человек. За его плечами — не один десяток лет работы
за правым крылом локомотива. Затем несколько лет принимал участие в наладке учебных тренажеров для локомотивных бригад в депо. А с октября прошлого
года — в качестве хранителя музейных фондов заботится о том, чтобы история предприятия не забылась.
Кстати, первый помощник Олега Александровича на новом поприще — машинист тепловоза Сергей Ширяев (на фото справа). Сергей Евгеньевич также увлечен историей.
Особенно его интересует раритетный подвижной состав, поэтому коллеги могут подолгу обсуждать «паровозную эру» предприятия.
К слову, макет-имитация будки паровоза СУ в натуральную величину — один из самых заметных
и популярных у посетителей экспонатов. Созданный экспериментальной бригадой, которой руководил работник депо, заслуженный рационализатор СССР Анатолий Антонович Барташевич, сейчас
этот раритет можно по праву назвать визитной карточкой музея. Достаточно нажать кнопку и огромный механизм «оживает»: из импровизированной топки вырывается
яркое пламя, скоростемер отсчитывает километры, и вот уже — словно сквозь годы — раздается надрывный и хриплый паровозный гудок.
Осматривая витрины музея, искренне удивляюсь тому, с какой любовью хранятся здесь экспонаты: государственные и отраслевые награды, личные вещи, форма, действующий патефон
с пластинками (при нас заводили!) и немецкий фотоаппарат довоенного времени.
На почетном месте — стул с аббревиатурой Риго-Орловской железной дороги. Предмету мебели больше века, а выглядит
практически новым, лишь кое-где заметны потертости. Еще один раритет, обративший на себя мое внимание, — довоенная печатная машинка.
Возможно, именно на такой же прародительнице современных компьютеров в начале ХХ века велось делопроизводство и в паровозном депо Орша.
Один из основных стендов посвящен, конечно же, легендарному железнодорожнику, Герою Советского Союза — Константину Заслонову. Биография, письма, написанные его
рукой, в которых молодой начальник паровозного депо делится с родными своими планами. Планами, сбыться которым помешала Великая Отечественная. Война перечеркнула надежды многих
оршанских железнодорожников, вписав их имена в бессмертную летопись. В этом списке и имя машиниста легендарного «крылатого» бронепоезда № 60 Георгия
Зайцева, бывшего слесаря депо, летчика-истребителя, также Героя Советского Союза Ивана Семенюка. Рассказ о тех, кто воевал
за Родину — в отдельной экспозиции музея.
Частые гости
в музее — молодые работники депо.
А в память о павших — импровизированный вечный огонь. Кстати, когда Олег Александрович рассказывает об истории Великой Отечественной,
то непременно включает громкоговоритель. Голос Левитана и фотографии разрушенного депо — сильнее, зримее и весомее тысячи слов.
Стены музея украшает множество фотографий работников депо, удостоенных высоких правительственных наград, почетных железнодорожников, ветеранов предприятия. Под отдельным
стеклом — сборник воспоминаний заслуженного работника депо, ветерана, который недавно отметил свой 90-летний юбилей, — Сергея Васильевича Шниткова. Читая написанные
им строки, трудно сдержать эмоции — такие люди заслуживают особенного уважения. И не только из-за почетного возраста:
их жизнь — пример беззаветного служения любимому делу и родной магистрали, достойный для подражания.
Кстати, нынешнее поколение железнодорожников — частые гости музея. Многие — правнуки ветеранов войны и труда, что глядят с черно-белых фотографий. Среди них — машинист электровоза Алексей Янковский — самый молодой представитель трудовой династии, стаж которой
в депо — не один десяток лет, слесарь Сергей Блюм — внук машиниста паровоза Владимира Ивановича Блюма, который основал музей
и в течение 16 лет был хранителем его фондов. А сколько еще знатных фамилий дедов и прадедов могут назвать нынешние работники предприятия!
- Я тоже пришел на магистраль по примеру своего дедушки Дмитрия Степановича Кожанова. В свое время он работал машинистом паровоза, так что я, можно
сказать, продолжаю семейную традицию, — рассказывает машинист электровоза Дмитрий Филиппович. — В музее бываю часто. И узнаю что-то новое, ведь каждый экспонат интересен по-своему.
Стул с аббревиатурой Риго-Орловской железной дороги.
- Я всегда использую возможность побывать здесь. Ведь глядя на исторические экспонаты, чувствуешь, как изменилась магистраль, —
признается работник депо Юлия Колосовская. — Здесь еще можно увидеть паровозы, а выходишь на станцию Орша-Центральная — и перед глазами — современные китайские электровозы. Вот
оно — дыхание времени.
Кстати, в июле 1995 года Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил депо и музей. Глава государства оставил памятную запись в книге отзывов.
А в нынешнем году, надеются оршанские локомотивщики, гостей у музея только прибавится. Ведь в ХХІ веке он не утратил своего значения, а его
двери по-прежнему открыты для всех желающих.
В локомотивном депо Орша бурлит жизнь: обновляется подвижной состав, меняются технологии. Планы есть и у музейного хранителя Олега Автушенко.
- Хочется сделать многое. Появляются новые экспонаты — надо определить для них достойное место. Да и существующие экспозиции необходимо поддерживать
на должном уровне. Кроме того, хотелось бы систематизировать и перенести на электронные носители архив видеоматериалов о нашем предприятии. А это как
минимум десяток кассет, — делится задумками Олег Александрович. И, помолчав, добавляет: — Музей ведь, как живой организм, постоянно требует и пристального
внимания, и времени.
Татьяна МАЗУРА