С дорогой связано так много
28 февраля 2017
30 лет проработала в аппарате Минского отделения
Тамара Соловьева, отметившая недавно 95-летие.
Ее мама Анна Кирилловна была дочерью железнодорожника, отец Порфирий Нестерович — машинистом. До войны трудился в паровозном депо Жлобин, возглавлял
аналогичное предприятие в Осиповичах, много лет работал в депо Бобруйск.
Отсюда в 1940 году Тамара отправилась в Москву, где поступила в химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева.
Но проучилась девушка недолго — началась Великая Отечественная война. Летом 1941-го вместе с другими студентами она рыла окопы на подступах к столице,
а позже работала на одном из ее заводов.
В сентябре 1942-го вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о формировании паровозных колонн особого резерва (ОРКП) — специальных формирований
Народного комиссариата путей сообщения. В одну из них вошли родители Тамары и ее младшая сестра Инна. Когда в 1943-м они приехали в Москву, семья
ненадолго воссоединилась. Сестры поступили на планово-экономический факультет МИИТа. Родители прошли всю войну в составе 2-й колонны паровозов
особого резерва НКПС. Порфирий Нестерович водил железнодорожные составы с боеприпасами для войск Сталинградского и Белорусского фронтов, награжден орденом Ленина
и медалями.
Учились Тамара и Инна в тяжелое время. Несмотря на то, что линия фронта была уже далеко от Москвы, атмосфера войны здесь сильно чувствовалась. Вместе
с тем, все смотрели в будущее с оптимизмом, жили в ожидании победы. Сестры-студентки осваивали мирную профессию
и каждый день с нетерпением ждали новостей с передовой.
Тамара Соловьева с мужем
В 1948-м девушки окончили транспортный вуз. Инна осталась в Москве, Тамара вышла замуж за своего однокурсника, участника войны Василия Соловьева. Молодую пару
распределили в Минское отделение Западной магистрали.
Как и многие другие жители города, активное участие в послевоенном восстановлении белорусской столицы принимала и чета Соловьевых. Василий Иванович работал экономистом
в вагонном участке, Тамара Порфирьевна начинала свою трудовую биографию на магистрали в качестве экономиста планового сектора Минского отделения. Через год она уже была
старшим инженером, затем стала инженером-экономистом планово-технико-экономического отдела Минского отделения уже Белорусской магистрали. Более 15 лет
занимала должность заместителя начальника этого отдела.
Свой опыт и отношение к делу Тамара Соловьева старалась передать молодым коллегам. Работа экономиста ей всегда нравилась.
- Мы своего рода аналитики. К нам поступали балансы, отчеты о выполнении планов, заданных объемов, производительности труда со всех предприятий
отделения, — говорит железнодорожница. — Мы систематизировали полученную информацию, составляли аналитические отчеты о состоянии работы отделения,
на основании которых руководство принимало выверенные управленческие решения.
Тамара Порфирьевна отмечает, что трудиться было сложно. Главными инструментами экономистов были счеты, арифмометр «Феликс». Это потом появились счетные машинки…
- Технику, с которой имеют дело современные специалисты, тогда и представить не могли, — вспоминает Тамара Соловьева. — Компьютеры,
аналитические программы… Если честно, мне хотелось бы поработать в нынешних условиях. Должно быть, это очень интересно.
После выхода на заслуженный отдых Тамара Порфирьевна не потеряла связь со своими коллегами. Входила в состав совета ветеранов аппарата Минского отделения,
принимала участие в организации досуга пожилых железнодорожников. Навещала тех, кому возраст и здоровье не позволяли встречаться с бывшими коллегами. Сегодня она сама
редко выходит из дома, но старается поддерживать связь с железнодорожниками по телефону. Интересуется жизнью магистрали, Минского отделения. Очень радуется общению
с нынешними представителями совета ветеранов.
Вместе с мужем Тамара Порфирьевна воспитала двоих сыновей и дочь. У нее трое внуков и одна правнучка. Дети и внуки выбрали разные профессии.
Но благодаря бабушке у них сложилось особенное отношение к железной дороге и ее труженикам.
Ольга НИКОЛАЕВА