Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Минское отделение Белорусской железной дороги

Борисовской дистанции пути 60 лет

31 августа 2021

Борисовская дистанция пути УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» обслуживает участок, расположенный с 550 по 739 километр главной железнодорожной линии Беларуси сообщением Смоленск – Минск – Брест. Дистанция включена в Трансъевропейский транспортный коридор № 2 «Берлин – Варшава – Минск – Москва», что требует от ее сотрудников ответственного отношения к выполняемым обязанностям и повышенного контроля за состоянием железнодорожных путей. Коллектив с этими задачами успешно справляется, постоянно совершенствуясь, внедряя современные методы работы и технические новшества, позволяющие поддерживать безопасность путей на самом высоком уровне.

В 2021 году Борисовская дистанция отмечает сразу два юбилея: 150 лет со дня открытия железнодорожного сообщения между Москвой и Брестом и 60 лет – со дня своего второго дня рождения. Это связано с тем, что в истории предприятия случился перерыв: после реорганизации Белорусской железной дороги с 1952 по 1961 год руководство путевыми работами на участке Минск – Орша было возложено на 8-ую, а потом на 15-ую Минские дистанции пути. Но тогда Борисовская дистанция пути перестала существовать лишь номинально, а фактически коллектив продолжал делать все тоже самое, что и до этого – поддерживал железнодорожные пути на участке Минск – Орша в исправном состоянии, развивался и внедрял новые технологии.

2 сентября 1961 года вышел приказ Начальника Белорусской железной дороги Е.П.Юшкевича № 269/Н «Об изменении границ дистанции пути Минского отделения дороги», согласно которому Борисовская дистанция пути на участке Минск – Орша была восстановлена. Эта дата и считается ее вторым днем рождения.

Таким образом, 60 лет назад 2 сентября для Борисовской дистанции начался новый отсчет времени. Почти десятилетний перерыв в деятельности, хотя он и касался только названия и подчинения, по сути, разделил два периода существования организации на до и после. Период после воссоздания дистанции стал важнейшим этапом в становлении и развитии этого коллектива.

Начало истории

В 1869 году было принято решение о строительстве Смоленско-Брестской железной дороги. А до этого проведены научные изыскания, которые показали, что строить ее выгоднее по кратчайшему направлению – на Оршу, Борисов и Минск.

В 1871 году линия от Смоленска до Бреста была проложена. Движение поездов запустили 16 (28) ноября 1871 года – именно эту дату и принято считать первым днем рождения Борисовской дистанции пути.

Новообразованная дистанция была поделена на участки, участки – на околотки, околотки – на рабочие отделения (артели). Во главе околотков находился дорожный мастер, работу артелей контролировал артельный староста (сейчас – бригадир пути). Каждая артель состояла из 16-18 человек, которые обслуживали 4-5 км железнодорожных путей. В своей работе они использовали простейшие инструменты: костыльный лом, остроконечный лом, молоток, маховую подбойку, штопку, лопату, ручные рельсорезный и рельсосверлильный станки, деревянную рейку – уровень. Передвигались рабочие по линии на ручной качалке, а инструменты перевозили на однорельсовой тележке и путевом вагончике. Путевыми рабочими трудились крестьяне из близлежащих деревень.

По мере эксплуатации участки пути дистанции оснащались технически, верхнее строение пути заменялось на более мощное. Прокладывались рельсы типа IV-А и III-А (на 1 км – 1600 штук шпал), строились дополнительные станционные пути.

Между двумя войнами

Годы первой мировой войны и иностранной интервенции привели путевое хозяйство Борисовской дистанции пути в полный упадок. Отступая, польские войска сожгли пассажирские здания станции, взорвали мост через реку Березина.

После окончания гражданской войны мост и большинство разрушенных сооружений были восстановлены, а уже к 1 июля 1923 года на станции Борисов наладили механическую централизацию движения. В 1927 году введен твердый график перемещения – ежедневно через станцию проходило шесть пар поездов. Через год внедрена полуавтоматическая блокировка, а в 1929-1930 годах на станции Борисов построен парк для нечетных поездов, на участках Минск – Борисов и Борисов – Орша созданы обгонные пункты.

В годы первых пятилеток многое было сделано для усиления путевого хозяйства: проводились работы по укреплению верхнего строения пути и искусственных сооружений, песчаный балласт заменяли на щебеночный, искусственные деревянные сооружения – на металлические и железобетонные, на участке Минск – Орша выпрямили железнодорожный путь в профиле и плане.

Но Великая Отечественная война внесла в деятельность, направленную на развитие дистанции, свои коррективы.

Восстановление и реорганизация

Борисовский район освободили в 1944 году – в это же время железнодорожные войска с помощью местного населения начали восстанавливать разрушенное хозяйство дистанции. Этот процесс затянулся до 1951 года.

С помощью вернувшихся после войны работников дистанции и жителей близлежащих населенных пунктов (многие из которых потом остались трудиться здесь же) восстановили мост через реку Березина – сначала построили временный (деревянный), а потом и более капитальный – металлический. Постепенно на путях заменяли рельсы и шпалы. Интересно, что шпалы на дистанции производили своими силами, начиная от заготовки леса на делянках и заканчивая производством готовых изделий. Построили цех, где изготавливали не только рельсы, но также делали из них крестовины, остряки, рамные рельсы для стрелочных переводов, производили противоугоны, исполнительный инструмент для путейцев.

Наряду с возрождением путевого хозяйства возводились и социально-бытовые здания, формировался жилой фонд на станциях и перегонах.

В 1952 году началась реорганизация железных дорог Беларуси, и Борисовская дистанция пути была ликвидирована. Руководство путевыми работами на участке Минск – Орша приняла 8-я, а в 1953 году – 15-я Минская дистанция пути (при этом менялись границы дистанций).

Хотя номинально в период с 1952 по 1961 год Борисовской дистанции пути не существовало, коллектив монтеров, путевых обходчиков, дежурных по переездам, бригадиров пути, дорожных мастеров продолжал трудиться на своих рабочих местах.

В этот период продолжилась модернизация Борисовского железнодорожного хозяйства: вводились более мощные локомотивы для грузового и пассажирского движения, укладывались новые типы рельсов, велась замена песчаного балласта на щебеночный. Путевое хозяйство оснастили путевыми дорожными машинными станциями, необходимыми установками и инструментом. Строились дополнительные подъездные пути.

Второе рождение и новая история

В сентябре 1961 года, когда руководство Белорусской железной дороги приняло решение об изменении границ между Оршей и Минском, Борисовская дистанция пути была воссоздана.

Особое значение в те годы уделялось электрификации участков и общей реконструкции пути.

За период с 1960 по 1966 год были электрифицированы все линейно-путевые здания на перегонах и станциях, а также все переезды. Маневровые паровозы заменили тепловозами.

В 1960–1970 годы велись капитальные работы по реконструкции пути – здесь появились машинно-путевые станции, оснащенные современной техникой.

Было уложено 395 км рельсов типа Р-65, в том числе 375,5 км на железобетонных шпалах, а также 363,2 км бесстыкового пути со сварными плетями длиной до 800 м. Внедрение на дистанции тяжелых типов рельсов Р-65 дало возможность использовать прогрессивные виды тяги и увеличить скорость движения поездов.

В конце 1969 года на участке Борисов – Минск в пригородном сообщении введены в эксплуатацию дизель-поезда, а в декабре 1974, когда была завершена электрификация участка Борисов – Минск, пущен первый электропоезд.

Кроме того, проведены работы по удлинению путей некоторых станций, реконструкции четного парка станции Борисов, переустройству рельсовых цепей автоблокировки, оснащению стрелок электрической централизацией.

В 1988 году введена в действие электрическая централизация стрелок и сигналов, дежурный по станции, маневровый диспетчер и работники технической конторы переведены на этот пост.

За период с 1988 по 2000 год внедрены в эксплуатацию новые снегоуборочная машина, а также путевые (одна – для крепления клеммных и закладных болтов, вторая – для вырезки балласта); на кривых участках пути станций Смолевичи и Озерище установлены криволинейные стрелочные переводы, а в 1999 году впервые уложены плети бесстыкового пути длиной более 3 км.

К 2010 году на Борисовской дистанции пути появилось еще немало современных технологий. Успешно начали эксплуатироваться дефектноскопная ультразвуковая тележка УДС2-РДМ-22 с компьютерным регистратором, путеизмерительная тележка ПТ-7МК, путевая многофункциональная машина SVP-74 и многое другое. Все это позволило улучшить качество обслуживания путевого хозяйства.

Оснащение дистанции современными оборудованием и технологиями продолжается до сих пор и будет продолжаться, потому что от этого зависит безопасность железнодорожного движения.

Сегодня Борисовская дистанция пути является высокомеханизированным, технически оснащенным обособленным структурным подразделением Минского отделения Белорусской железной дороги, способным эффективно решать самые сложные задачи по содержанию путевого хозяйства.

К списку новостей за 2021 год