Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Минское отделение Белорусской железной дороги

История под перестук колес

11 ноября 2021

10 ноября 2021 года в г.Минске состоялось ознакомление с достижениями предприятий Минского железнодорожного узла – станции Минск-Сортировочный, локомотивного депо Минск, Минской дистанции пути и Минской дистанции сигнализации и связи, которым в ноябре текущего года исполняется 150 лет со дня образования.

Во второй половине XIX века Министерством путей сообщения Российской империи было организовано масштабное строительство новых железнодорожных линий, связывающих центральные районы России с западными губерниями и портами Балтийского моря. По своему значению и протяжённости выделялся проект по сооружению Московско-Брестской магистрали.

Открытие участка Смоленск – Минск – Брест для постоянной эксплуатации состоялось 28 (16 ноября по старому стилю) ноября 1871.  Для эксплуатации дороги, а также ремонта подвижного состава была построена станция Минск (сегодня – станция Минск-Сортировочный), при ней – пассажирское здание, депо со стойлом на 12 локомотивов  и большая вагонная мастерская, а также создана соответствующая железнодорожная инфраструктура. Всего лишь за полтора года были проложены 632 версты железнодорожной линии.

С вводом в эксплуатацию железной дороги на участке Смоленск – Минск– Брест в Минске была сдана в эксплуатацию Минская дистанция телеграфа, которая обслуживала примитивные устройства сигнализации и связи в пределах станций Славное – Барановичи. Дистанция состояла из околотков. В  штате были надсмотрщик телеграфа (электромеханик), электромонтер, обслуживающий сигнальные устройства, и один рабочий. Средством связи служил электромагнитный чернопишущий телеграф системы Морзе и коммутатор телефонной связи с местным питанием системы «Гейслера» на 100 номеров.

Сегодня – это высокотехнологичные предприятия, оснащенные современным оборудованием и обеспечивающие безопасность движения поездов, своевременное и качественное удовлетворение потребности населения в грузовых и пассажирских перевозках.

Станция Минск-Сортировочный

(начальник – Морозов Максим Владимирович)

Станция Минск-Сортировочный является самой крупной сортировочной станцией Белорусской магистрали и играет решающую роль в работе железнодорожного транспорта Беларуси.

Сегодня Минск-Сортировочный это железнодорожная станция с эксплуатационной длиной всех путей более 100 километров, где ежесуточно перерабатывается свыше 3000 вагонов, формируются тяжеловесные и длинносоставные поезда весом более 6000 тонн и длиной в 100 вагонов, которые отправляются по 20 различным направлениям.

Роспуск вагонов один из самых ответственных моментов в работе сортировочной горки, её специалистов и станции в целом. Ежегодно обновляется программное обеспечение управления режимами роспуска вагонов с сортировочной горки, что позволяет изменять технологические интервалы, увеличивать ее пропускную способность и обеспечить сохранность грузов и рабочего парка. Всего за сутки через горку расформировывается более 3 тыс. вагонов, а в год обрабатываются миллионы тонн грузов.

Ежегодно работниками станции внедряются рационализаторские предложения и технические новшества, направленные на совершенствование технологического процесса работы станции, развоза местного груза  по станциям УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» и обслуживание предприятий, примыкающих к Минскому железнодорожному узлу.

В настоящее время на станции ведется внедрение программно-аппаратного комплекса «Система технического зрения. Распознание номеров подвижного состава». Данная  система позволит вывести работников из зоны повышенной опасности.

Создание линейных центров транспортного обслуживания – это проект, направленный на расширение спектра комплексных услуг клиентам по перевозке грузов, который железная дорога реализует в течение последних лет.

Несмотря на удаленность производства погрузо-выгрузочных работ по таким станциям как Дегтяревка, Минск-Северный, Минск-Южный, Беларусь, Фаниполь, Койданово, Негорелое – оформление перевозочных документов, расчет и полное документальное сопровождение перевозки производятся централизованно в линейном центре транспортного обслуживания «Минск».

Самые крупные клиенты: Филиал № 3 «Минский комбинат силикатных изделий», ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Минский вагоноремонтный завод», ОАО «Керамин», Частное предприятие «Дарида», ЗАО «Атлант», ООО «БелТМГрупп», завод КПД-1 ОАО «МАПИД», ООО «ВистаТехноКомпани».

Одной из перспективных задач развития ЛЦТО «Минск» является расширение региона обслуживания путем включения дополнительных станций: Пуховичи, Руденск, Степянка, Шабаны.

Локомотивное депо Минск

(начальник – Лобажевич Роман Владимирович)

Локомотивное депо Минск – крупнейшее обособленное структурное подразделение, входящее в состав УП «Минское отделение Белорусской железной дороги».

Приписной парк локомотивного депо Минск имеет в своем составе тепловозы (71 ед.), электровозы (15 ед.) и современные дизель-поезда производства польской компании «PESA BYDGOSZCZ SA» (4 ед. 3-вагонных, 6 ед. 6-вагонных).

Локомотивные бригады осуществляют перевозки пассажиров на участке Орша - Минск – Брест, Гомель - Минск - Кяна на электровозах серии ЧС4Т, Минск – Гродно, Минск – Могилев на тепловозах серии ТЭП70БС. Грузовые перевозки на участке Минск – Брест, Минск - Орша, Минск – Молодечно, Минск - Жлобин осуществляются электровозами серии ВЛ80С, БКГ1,2. В направлении Минск-Витебск пассажирские перевозки осуществляются современным моторвагонным подвижным составом серии ДП6. Также локомотивными бригадами обеспечивается маневровое, вывозное и хозяйственное движение. За 9 месяцев 2021 года  локомотивными бригадами проведено 11 тыс. 861 пассажирский поезд и  22 тыс.951 грузовой поезд.

В депо постоянно повышается качество оказываемых услуг и планомерное внедрение новых технологий, позволяющее осуществлять техническое обслуживание и ремонты.

Ремонтная база депо состоит из основных производственных участков, которые производят все виды текущих ремонтов и технического обслуживания тепловозов и электровозов.

В 2020 году на предприятии организован участок по ремонту и обслуживанию дизель-поездов серии ДП (компании «PESA BYDGOSZCZ SA»). В настоящее время ведется работа по оснащению данного участка необходимым современным оборудованием.

В 2021 году  в локомотивном депо Минск прошла реконструкцию и введена в эксплуатацию новая котельная блочно-модульного типа.  Здесь применили новейшее отопительное, теплообменное, насосное и электротехническое оборудование, как отечественных, так и зарубежных производителей. Благодаря современной «начинке»,  достигнуто сокращение эксплуатационных затрат на выработку 1 Гкал, экономятся и топливно-энергетические ресурсы, уменьшено количество обслуживающего персонала (до реконструкции штат котельной насчитывал 10 операторов, после – 5). В результате годовой экономический эффект составит 686 тысяч рублей. Кроме того, применение новых водогрейных котлов позволит сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Эта котельная обеспечивает теплом и горячей водой не только локомотивное депо, но и общежитие, склады и административное здание Строительно-монтажного поезда №367 ОАО «Дорстроймонтажтрест», станцию Минск-Сортировочный, Главный расчетный информационный центр, Минское вагонное депо, РУП «Дорводоканал» и Минскую дистанцию пути.

Для сохранения памяти об истории и событиях, в которых работники локомотивного депо Минск принимали участие, о людях и их делах, обо всем периоде существования предприятия создан музей боевой и трудовой славы. Это был первый музей на Белорусской железной дороге. В настоящее время его посещают ветераны, учащиеся школ и жители города. За 10 месяцев  2021 года музей посетило 656 человек.

Минская дистанции пути

(начальник – Корик Сергей Владимирович)

Минская дистанция пути сегодня является многопрофильным развивающимся предприятием, расположенным на пересечении 2-х транспортных международных коридоров и обслуживает участки пути в четырех направлениях: Минск-Орша, Минск-Брест, Минск-Гомель, Минск-Молодечно. Квалифицированный персонал ремонтных бригад предприятия производит капитальный, средний, подъемочный ремонт главных, станционных, железнодорожных путей необщего пользования с общей развернутой длиной 823,7 км. Путевые бригады обслуживают 1251 стрелочный перевод, 71 переезд. Участком по ремонту искусственных сооружений производится обслуживание 85 мостов (из них 2 – большие, 27 – средние, 8 – пешеходные), 11 пешеходных подземных тоннелей.

Основными направлениями деятельности дистанции являются: содержание всех элементов железнодорожного пути в технически исправном состоянии; своевременное выполнение предупредительных работ и устранения причин, вызывающих неисправности пути, земляного полотна и искусственных сооружений; внедрение новейших достижений науки, передового опыта, максимальное использование производственных мощностей, машин и механизмов.

Основная задача дистанции – обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями (максимально допускаемые скорости движения пассажирских поездов на отдельных участках по направлению Минск-Негорелое – достигают до 140 км/час).

Предприятие располагает необходимой техникой, машинами и оборудованием (4 погрузочно-транспортных мотовоза, дрезина с подъемным краном, 3 универсальные путевые машины SVP, 2 автоматрисы, машина для замены шпал MRT, путевой моторный гайковерт, 2 путеремонтных летучки, 2 снегочиста, 2 снегоуборочные машины, кран железнодорожный, выпровочно-подбивочно-рихтовочная машина ВПРС – 08), а также высококвалифицированными кадрами для выполнения поставленных задач.

Эффективным способом организации усиления путевого хозяйства и, соответственно, обеспечения безопасности движения поездов на Минской дистанции пути является участковый метод производства работ в «окно». Участковый метод представляет собой комплексное «окно» общей продолжительность 36 часов. Работы в комплексное «окно» выполняются работниками путевого хозяйства, а также смежными службами. Отведенные 36 часов на весь комплекс выполняемых работ позволяют экономить финансовые ресурсы, а также выполнить целый комплекс работ – обновить путевое хозяйство и одновременного перевести его на новый тип рельсов. Такая технология производства работ в комплексное «окно» внедрена и успешно применяется на Минской дистанции пути с 2013 года. В 2021 году с применением комплексного «окна» выполнены работы по замене трех двойных перекрестных стрелочных переводов, одного одиночного стрелочного перевода, глухого пересечения на станции Шабаны.

Минская дистанции сигнализации и связи

(начальник – Мех Андрей Викторович)

Сегодня Минская дистанция – крупнейшая дистанция сигнализации и связи на Белорусской железной дороге, как по технической оснащенности, напряженности движения поездов, так и по количеству работников. Расположена на пересечении важнейших транспортных магистралей страны Москва – Минск – Брест, Гомель – Минск – Гудогай и относится к первой группе.

Техническая оснащенность дистанции составляет: длина кабельных линий магистральной связи 1139,5 км, волоконно-оптических кабелей — 418,97 км., кабеля СЦБ – 2982,75 км. В пределах дистанции эксплуатируется 19 цифровых АТС, общей емкостью 11708 номеров, и 68 коммутаторов технологической связи, из которых 28 – цифровых. Для обслуживания пассажиров используются информационно-справочные системы такие, как терминалы платежно-справочные в количестве 63 штуки и 10457 знако-мест системы визуального информирования пассажиров «СВИП», 181 билетопечатающая машина, 44 системы видеонаблюдения. На балансе дистанции имеются радиостанции поездной радиосвязи — 466 единиц, радиостанции станционной радиосвязи — 302 единицы, радиостанции носимые — 786 единиц, громкоговорители и звуковые колонки — 1649 штук, усилительная стойка – 32 единицы. Обслуживается 31 пешеходный переход, оборудованный автоматическим оповещением пассажиров.

Главная функция предприятия – обеспечение надежного действия устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, что является одним из главных факторов безопасности движения поездов, при рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов. С этой целью в дистанции проводится постоянная работа по модернизации устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.

В виду важности Минского железнодорожного узла в Минской дистанции сигнализации и связи старая координатная автоматическая телефонная станция (АТС) была заменена на современную цифровую АТС зарубежного производства MERIDIAN, которая отличается высокой надежностью и качеством речи. Распределённая структура станции позволила полностью обеспечить потребность в телефонных номерах Минского железнодорожного узла и предприятий железнодорожного транспорта, расположенных в г.Минске и Минском районе. Данная АТС позволяет подключить до 10 000 абонентов, что позволяет её эксплуатировать без дополнительных затрат на расширение ёмкости. В настоящее время подключено 4 324 абонента предприятий железнодорожного транспорта и 716 – организаций, не входящих в состав Белорусской железной дороги.

В Минской дистанции сигнализации и связи одной из первых произведены работы по укладке волоконно-оптической линии связи и монтажу цифрового оборудования на участках Минск – Орша и Минск – Барановичи, что позволило улучшить качество каналов связи и увеличить скорость передачи данных.

Внедрена система диспетчерской централизации «Неман», что позволяет выявлять предъотказные состояния устройств автоматики за счет их дистанционного контроля и мониторинга и приводит к снижению количества отказов устройств.

Минская дистанция стала одной из первых, на которой внедрена система микропроцессорной централизации типа МПЦ ESA-11BC (станция Степянка), а также системы громкоговорящего оповещения на основе цифровых технологий. Дистанция стала первой, где внедрена микропроцессорная централизация «Днепр» белорусской разработки. В результате чего, обеспечен более высокий уровень организации перевозочного процесса, безопасность движения поездов, сокращены отказы технических средств, снижены эксплуатационные затраты.

Дистанция принимает участие во всех значимых объектах строительства государственного масштаба. В перспективе – участие в реализации объекта строительства «Организация скоростного пассажирского железнодорожного сообщения Минск – Городище – Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – Национальный аэропорт Минск». К списку новостей за 2021 год