Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Минское отделение Белорусской железной дороги

Локомотивному депо Молодечно – 115 лет

11 ноября 2021

Начало истории локомотивного депо совпало с началом XX века. После того, как в 1873 году через Молодечно пролегла Ландварово-Роменская железная дорога, через три года к ней была присоединена Либавская дорога и железнодорожная магистраль получила название Либаво-Роменская. На карте железнодорожных путей появилась станция Молодечно. Это было время, когда наши земли входили в состав Российской империи и являлись частью Северо-Западного края. В 1903 году заместителем начальника железных дорог России был подписан проект строительства депо. В июне этого года состоялась закладка фундамента паровозного депо, а 24 ноября (11 ноября по старому стилю) 1906 года паровозное депо Молодечно введено в эксплуатацию.

В 1907 году через Молодечно прошла новая железнодорожная магистраль Балогое-Седлец. Станция Молодечно становится узловой, а депо увеличивает объемы работ, с каждым днем наращивая мощности. В 1910 году паровозное депо Молодечно вместе с Полоцк-Седлецкой дорогой входило в девятый участок тяги и перешло в ведение Полесских железных дорог. В то время в депо работало около 100 человек, в том числе 40 машинистов и помощников. Обслуживались два плеча: Молодечно-Полоцк, Молодечно-Волковыск.

Первая мировая война тяжелым бременем легла на плечи молодого  предприятия. Город оказался в прифронтовой полосе, а железнодорожники перешли на военное положение. За три года противостояния войск кайзеровской Германии и войск 10-ой армии Западного фронта железнодорожный узел, а вместе с ним паровозное депо были разбиты, уцелевшее имущество было эвакуировано. По окончании военных действий пришлось начинать фактически с нуля, но уже в условиях Польши, так как с марта 1921 года Западная Беларусь оказалась в составе Польского государства. Депо Молодечно вошло в состав Белостокской железной дороги. Молодечненский узел, находясь поблизости границы, стал терять свое значение, а паровозное депо стало вспомогательным. Росла безработица. Но все изменил 1939 год. Западная Беларусь была присоединена к Восточной, начали работать все предприятия: депо, шпалопропиточный завод; в здании паровозного депо начал производиться ремонт вагонов. В это время образовано Молодечненское отделение Белорусской железной дороги. В коллективе депо царил трудовой подъем. В депо начали поступать более мощные грузовые и пассажирские паровозы. Но недолго радовались мирному труду. Началась Великая Отечественная война. Уже 25 июня 1941 года 51 вражеский самолет бомбил город Молодечно и, в первую очередь, железнодорожный узел. Вместе со всем народом железнодорожники вели борьбу с оккупантами. На узле действовала подпольная партизанская группа, ядро которой составляли рабочие паровозного депо. В результате действий партизан под откос шли фашистские эшелоны, гибли десятки и сотни немецких солдат и офицеров.

После освободительных боев 1944 года железнодорожный узел был полностью разрушен. В первые дни после освобождения начались восстановительные работы. Первыми на разбитый железнодорожный узел пришли труженики подвижных восстановительных поездов и паровозной колонны, которые расчищали территорию от разбитой техники и восстанавливали пути для обеспечения движения поездов. Возглавлял паровозное депо Молодечно в то тяжелое время Александр Филиппович Кузьмин. Сравнительно в короткий срок коллектив депо сумел восстановить разрушенное хозяйство и обеспечить бесперебойное движение поездов.

В конце 40-ых годов начался новый этап в истории паровозного депо Молодечно. В сентябре 1946 года была изменена структура управления железнодорожным транспортом. С этого времени паровозное депо Молодечно вошло в состав Минского отделения Западной железной дороги. С 1951 года - депо в составе Минской железной дороги, а с 1953 года – Белорусской железной дороги.

В послевоенные годы паровозным депо Молодечно руководили: Кузьмин Александр Филиппович, Украинский Петр Семенович, Филиппович Павел Иванович, Анохин Иван Тимофеевич, Геращенко Василий Архипович, Гонтарь Василий Тимофеевич, Шишко Александр Иосифович.

В те годы в депо в грузовом движении использовались трофейные немецкие паровозы. Локомотивные бригады работали на паровозах ТЭ, ТЩ, ТЛ. Кроме этого, в грузовом движении использовались паровозы довоенного выпуска серии ФД, а также серии Эш, построенные в Швеции по заказу Советского Союза, и серии Эу (модернизированные и рационализированные).

Пассажиров перевозил паровоз серии Су, который был основным на железных дорогах Советской страны и одним из лучших в мире по своим техническим и эстетическим качествам. В локомотивном депо Молодечно он использовался еще в 70-ых годах XX столетия.

С каждым годом уверенно входил в производство технический прогресс, который коснулся и железнодорожного хозяйства. Постепенно паровозная тяга переходит на тепловозную. К 60-м годам появились маневровые тепловозы серии ТГМЗА и ТГМЗБ, а в конце 60-х появились магистральные грузовые тепловозы серии ТЭЗ и немного позднее - грузовые тепловозы того же типа серии М-62. С 1987 года в депо используются еще более мощные тепловозы 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, а на маневровой работе - тепловозы серии ЧМЭЗ. Пассажиров перевозил дизельный поезд серии ДР-1.

На Белорусской железной дороге в 90-х годах работали восьмивагонные дизельные поезда серии ДДБ1 на 880 мест, созданные на базе двух секций тепловоза 2М62 и прицепных вагонов электропоездов серии ЭР9, а также дизельные поезда серии ДРБ1 на 808 мест, созданные на базе тепловоза 2М62 и прицепных вагонов дизель-поездов серии ДР-1. На них работают локомотивные бригады депо Молодечно.

В 2012 году локомотивные бригады депо начали эксплуатацию новых электровозов БКГ-1 на удлиненном плече обслуживания Молодечно-Орша. Впервые в Республике Беларусь бригадой локомотивного депо Молодечно на участке Минск-Молодечно был проведён грузовой поезд рекордным весом 8 400 тонн ведомый одним электровозом БКГ-1.

В 2017 году локомотивные бригады локомотивного депо Молодечно начали эксплуатацию новых электровозов БКГ-2.

Началу эксплуатации предшествовала большая подготовительная работа, в том числе и по подготовке персонала. Эксплуатацию нового подвижного состава достойно обеспечивают ремонтные цеха и участки депо. Если в первые годы после войны действовало 6 участков: механический, промывочный, литейный, подъемный, котельный и подсобный, то сегодня в локомотивном депо действуют 16 цехов и участков.

Многие производственные участки расширили свои площади, модернизировано старое оборудование. Все это результат творческой мысли и рационализаторской работы коллектива депо. Полную реконструкцию прошли подразделения: здание участка эксплуатации, участок ТО-2, база топлива.

В 2003 году был открыт музей истории локомотивного депо, он создавался под руководством начальника депо Короля Л.А. и главного инженера Гадуцкого А.К. Большую помощь создателям оказали работники депо. Они приносили в музей сохранившиеся у них документы, реликвии, фотографии и многое другое.

В 2006 году после смены помещения и обновления экспозиции, музей был преобразован в Зал трудовой славы. Тематика представленных материалов - историко-транспортная. В экспозиции имеются такие разделы: «1903-1941», «В годы Великой Отечественной войны», «Они прошли дорогами войны», «Удостоены высоких наград», «Династии», «Руководство», «Наше время».

В настоящее время в депо трудятся представители 6 трудовых династий: Сидоровы, Кураши, Качаловы, Шептулевы, Крайневы, Мейсаки. Локомотивное депо Молодечно может по праву гордиться многочисленными трудовыми династиями, а также большим количеством награжденных высокими государственными и отраслевыми наградами. К списку новостей за 2021 год