Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Минское отделение Белорусской железной дороги

Лауреаты премии имени машиниста В. А. Яцкевича

23 мая 2016

Уже более четверти века трудится в локомотивном депо Орша машинист электровоза Эдуард Виташкевич. Из них свыше 15 — за правым крылом локомотива. По итогам работы в 2015 году он стал лауреатом премии по безопасности движения поездов имени машиниста Владимира Яцкевича.
 
Награда — заслуженная, считают в коллективе. Человек он достойный, профессионал своего дела, самодостаточный, добродушный — всегда готов прийти на помощь. Так отзываются об Эдуарде Федоровиче коллеги и руководство предприятия. Кроме того, он на протяжении ряда лет избирается профгрупоргом своей колонны. Люди ему доверяют. Представление о профессии машиниста он имел еще с детства. Два родных дяди работали в легендарном локомотивном депо Орша: Николай — машинистом, Иван — возглавлял пассажирскую колонну. Они, сами того не подозревая, воспитали в Эдуарде уважение к своему делу, железной дороге в целом. Любознательный племянник частенько бывал у них на работе и даже несколько раз ездил на электровозе. Поэтому не удивительно, что после окончания 8 классов поступил в оршанский отраслевой техникум, по окончании которого получил специальность движенца.
 
Практику проходил на станции Орша-Западная оператором при дежурном по станции. Туда же его приглашали на работу. Но после службы в армии молодой человек устроился в локомотивное депо: детская мечта о профессии машиниста взяла свое. Недолго проработав в хозцехе, пошел на курсы помощников машиниста тепловоза и электровоза. В 1980-е они еще организовывались в стенах депо. Через несколько месяцев он уже ездил в Смоленск на электровозе ВЛ80с. Каждый рейс ждал с нетерпением. С переходом в пассажирскую колонну география поездок расширилась до Минска. Электровозы ЧС4т здорово вдохновляли. Тогда, в начале 1990-х, это была практически новая, современная техника. Впрочем, и сегодня многие бригады о «чехе» отзываются достойно: мол, до сих пор не устарел.
 
Через год Эдуард Федорович поехал совершенствовать свои знания в Гомель, а спустя еще год вернулся с правами машиниста тепловоза и электровоза. Правда, попробовать себя в новом качестве ему пришлось только через несколько лет: в середине 1990-х упали объемы как грузовых, так и пассажирских перевозок. Свой первый рейс из Смоленска в Оршу Эдуард Виташкевич помнит хорошо.
 
- Такое не забудется, — рассказывает машинист, — тогда произошел саморасцеп грузовых вагонов. Давление в тормозной магистрали упало до нуля. Я остановил поезд. Мой помощник, а также еще один опытный машинист (поезд ехал на двойной тяге с еще одной бригадой) пошли выяснять ситуацию. Проблема была в клине автосцепки, который оказался деформированным. Разъединенные вагоны мы соединили с помощью автосцепки последнего вагона и беспрепятственно доехали до Орши. Сев за правое крыло грузового локомотива, сначала имел дело с уже хорошо знакомым ВЛ80с, а затем вернулся к так полюбившемуся «чеху». В пассажирской колонне Вячеслава Шебештейна он уже 15 лет, порой замещает машиниста-инструктора. За это время освоил новую технику: электровоз ЭП10 — на заводе-производителе в Новочеркасске, ЭП20 — в учебном центре подготовки кадров в Москве, ЧС8 — в депо Вязьма, где локомотивы эксплуатируются. Предпочтение отдает все-таки ЭП20 — более современной и совершенной машине.
 
Как считает Эдуард Федорович, в жизни нет ничего невозможного, особенно в наше время — было бы желание. Вот захотел он на даче свою мастерскую, и вместе с братом два сруба поставили. А еще, убежден, в любом деле нужно вдохновение, без которого никак нельзя. Для него — это семья: три главные женщины его жизни — жена и две дочери. А сейчас еще пятилетний любимый внук Артем, который уже сегодня во многом является единомышленником деда и тоже хочет стать железнодорожником.
 
Ольга НИКОЛАЕВА
К списку новостей за 2016 год