Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Минское отделение Белорусской железной дороги

В теории и на практике

13 октября 2016

Лучшего дефектоскописта в вагонном хозяйстве определили на дорожном конкурсе профессионального мастерства. Он прошел на базе Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Белорусской железной дороги.
 
Победитель конкурса из рефрижераторного вагонного депо Молодечно Виталий Шауро.
Этот конкурс служба вагонного хозяйства проводит ежегодно, однако в нынешнем году было несколько существенных отличий. Во-первых, участникам необходимо было продемонстрировать навыки работы на стенде СДВК, учебный вариант которого недавно появился в Барановичском подразделении. Во-вторых, если в минувшем году призовые места остались исключительно за представительницами слабого пола, то в этот раз борьба за победу велась среди мужчин. Но обо всем по порядку.
В первый конкурсный день 11 лучших дефектоскопистов, делегированных от вагонных депо магистрали, прошли теоретическое испытание. Многие участники называли его самым сложным этапом. Ведь здесь предстояло ответить на 130 вопросов, среди которых 50 — по магнитному методу контроля, 50 — по ультразвуковому, а также 30 вопросов, посвященных охране труда. На каждый из трех блоков отводилось в среднем 40 минут.
- Теоретическая база забывается довольно быстро, поэтому знания в области неразрушающего контроля необходимо постоянно актуализировать и пополнять. Но в нынешнем году все участники справились с заданием хорошо, — отметила, подводя итог этого этапа, член конкурсной комиссии, начальник Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Ольга Ходор. — Очевидно, что уровень дефектоскопистов растет, ведь от того, насколько профессионально они выполняют свою работу, зависит безопасность движения.
 
Конкурсная комиссия подводит итоги
К слову, дефектоскописты вагонного хозяйства каждые два года проходят двухнедельные обучающие курсы в Барановичах. Повысить квалификацию до 5-го или 6-го разряда можно только на базе Барановичского подразделения. Кроме того, только здесь можно получить профессию дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю. Поэтому каждый участник состязания знаком конкурсной комиссии, в которую вошел и председатель квалификационной комиссии по выпуску слушателей в Барановичском подразделении Дорожного центра, заместитель главного ревизора дорожного по безопасности движения поездов Николай Улащик.
 
Далее за теоретическим следовало практическое испытание — ультразвуковой контроль колесных пар в соответствии с действующими ПР НК.
У каждого конкурсанта — индивидуальное задание. После настройки дефектоскопа необходимо выявить все дефекты и оформить протокол контроля.
Группа лидеров определилась уже после первого конкурсного дня.
- Виталий Шауро, дефектоскопист из рефрижераторного вагонного депо Молодечно, набрал высокую сумму баллов. В прошлом учебном году он проходил у нас переподготовку и на квалификационном экзамене получил 10 баллов. Это грамотный специалист, имеет высшее техническое образование, чувствуется большой интерес к профессии, — продолжает Ольга Ходор. — Хорошую сумму баллов набрали дефектоскописты вагонных депо из Жлобина, Витебска и Могилева — Татьяна Дедкова, Юрий Разуев и Снежана Рудникова.
Во второй конкурсный день участников снова ожидало практическое испытание, где необходимо было проявить знание нормативных документов в области неразрушающего контроля, правильно выбрать метод контроля, провести дефектоскопирование и заполнить протокол контроля за минимальный промежуток времени.
 
Дефектоскопист из Витебска Юрий Разуев уступил победителю совсем немного и стал вторым.
Автосцепка, боковая рама, тяговый хомут, маятниковая подвеска и другие детали подвижного состава — каждая деталь требовала своего подхода. За соблюдением технологии проведения контроля внимательно следила конкурсная комиссия.
Виталию Шауро искать дефекты предстояло в колесной паре электровоза ВЛ80. Несмотря на то, что деталь не вагонная, а локомотивная, конкурсант с заданием справился успешно. Впрочем, сложные вопросы и задания не должны ставить в тупик настоящего профессионала, каждый дефектоскопист должен быть универсальным специалистом.
Заключительный этап — контроль цельнокатаного колеса на учебном стенде СДВК. Каждому участнику предстояло на время провести контроль его определенной зоны.
- Это важный этап в работе каждого дефектоскописта, которую они выполняют ежедневно, — комментирует Ольга Ходор. — Во всех вагонных депо Белорусской железной дороги для контроля цельнокатаных колес используется стенд СДВК. Он позволяет автоматизировать процесс и сократить время контроля до 10 минут. Разрешение на приобретение учебного стенда СДВК нам дал начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов во время посещения нашего подразделения на весеннем комиссионном осмотре. Соответственно мы включили его использование в конкурсную программу.
 
Стенд представляет собой одну иммерсионную ванну с цельнокатаным колесом. Он необходим прежде всего в учебных целях, так как дает возможность обучить слушателей правильно работать на данном оборудовании. Стенд позволяет контролировать опасные зоны, где чаще всего развиваются дефекты — гребень, поверхность катания, приободную зону колеса.
После всех испытаний и подведения итогов председатель конкурсной комиссии, начальник технического отдела службы вагонного хозяйства Вадим Комаровский озвучил имена победителей. Первое место занял Виталий Шауро, дефектоскопист из рефрижераторного вагонного депо Молодечно. Незначительное количество баллов уступил ему Юрий Разуев, представлявший Витебское вагонное депо. Татьяна Дедкова из Жлобинского вагонного депо, к слову, победительница самого первого конкурса дефектоскопистов в 2008 году, заняла третье место. В этот день у нее был и личный праздник — день рождения, поэтому призовое место в профессиональном конкурсе стало хорошим подарком.
- Теоретическая и практическая подготовка участников ежегодно повышается, — подчеркнул член конкурсной комиссии, ведущий инженер службы вагонного хозяйства Павел Прокопцов. — Впервые победителем стал представитель рефрижераторного вагонного депо Молодечно. Следует отметить и целенаправленную работу по подготовке дефектоскопистов в Витебске, которая принесла результат. Впрочем, и другие участники конкурса продемонстрировали высокий уровень знаний и практических навыков.
 
Елена КРАВЕЦ
К списку новостей за 2016 год