Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Минское отделение Белорусской железной дороги

В каждой смене – профессионалы

20 февраля 2017

Крупнейшей на Белорусской магистрали внеклассной станции Минск-Сортировочный по итогам 2016 года присвоена премия имени машиниста В. А. Яцкевича.
 
С нее мы начинаем серию статей о лауреатах этой престижной дорожной награды. Сегодня корреспонденты «Железнодорожника Белоруссии» – со сменой станционного диспетчера Александра Кота – одной из лучших на станции Минск-Сортировочный.
…Атмосфера в зале дежурных по станции на центральном посту ЭЦ – «сердце» станции, – как в оперативном штабе. Внимание сосредоточено на выносном табло, где отражена вся обстановка, что называется, в режиме онлайн. Не умолкают поездная, маневровая связь и телефоны. Все собраны, сосредоточены, общаются на своем, понятном только друг другу языке, хотя порой достаточно лишь жеста или взгляда.
– С 32-го отцеп, 10 вагонов, переставляем на 31-й, добавляем с роспуска и вытягиваем на отправление, – командует станционный диспетчер. И буквально через минуту берет трубку телефона. – Не больше 71-го? Хорошо.
– Это поездной диспетчер из ЦУПа предупредил, что длина грузового состава должна быть не более 71-го условного вагона, – разъясняет заместитель начальника станции Максим Бохан. – В течение смены станционный диспетчер держит связь со всеми, кто задействован в перевозочном процессе: здесь – с дежурными по станции, по горке, если надо, связывается с дежурными по парку, посту централизации и, конечно же, с дежурным по отделению и ЦУПом. Его задача – организация и координация работы в смене всех подразделений станции и смежных хозяйств, безусловно, при обеспечении безопасности движения.
По словам Александра Кота, ни одна смена не похожа: каждая имеет свои особенности и требует грамотных оперативных решений. В этом вся прелесть и сложность профессии движенца. В марте 2013 года, когда по Беларуси прошел циклон Хавьер, он сам на себе это испытал. В ту снежную ночь все железнодорожники работали в высшей степени оперативно, Александру вручили Благодарность начальника Белорусской. За его плечами и победа в дорожном конкурсе на звание лучшего по профессии. Собеседник убежден: в его работе нужна не только хорошая память, но и быстрота реакции, оперативное мышление (ведь ситуация может измениться в любую минуту). А еще нужно быть одной командой. 

В ее составе – дежурные по станции Павел Марченко и Максим Оксенюк.
 
– Они единолично управляют всеми передвижениями на своих участках: распоряжаются приемом, отправлением, пропуском поездов, производством маневров, – рассказывает Александр Кот. – Оба начинали трудиться на узловых станциях. У одного за плечами БелГУТ, другой – на 4-м курсе этого вуза. Серьезные, надежные ребята.
Их правой рукой являются операторы при дежурном по станции Марина Татаурова и Наталья Титова – потомственные железнодорожницы, не один десяток лет отдавшие профессии.
Более 15 лет на магистрали и дежурный по сортировочной горке Сергей Евсеенко. Всеми маневрами на ней руководит он. А это – расформирование и формирование составов, маневровые передвижения в горочной горловине сортировочного парка.
– Вот готовится к расформированию состав из Барановичей, – обращает наше внимание Сергей. – Здесь самые разные вагоны. Их роспуск производится в автоматическом режиме. Те, что с опасными и негабаритными грузами, длиннобазные требуют особых условий роспуска.
В 12-часовую смену через сортировочную горку станции (а это 21 сортировочный путь) в среднем проходит порядка 1400 вагонов. А всего по итогам 2016 года здесь было переработано 823 802 вагона, что составило 110,6% к плану.
В роспуске вагонов участвуют операторы при дежурном по горке Татьяна Мотуз и Ирина Тодрик.
 
Дежурный по горке Сергей Евсеенко и операторы при дежурном по горке Татьяна Мотуз и Ирина Тодрик
 
В профессии не новички. Следят за движением отцепов, проверяют правильность их следования, контролируют работу устройств автоматизации и при необходимости корректируют их работу. Вместе с дежурным по горке они находятся в эркере, негласно называемом «балконом», – самом светлом помещении здания центрального поста ЭЦ. Три из четырех его стен – окна почти в полный рост. Обзор потрясающий. Кажется, что просматривается вся станция (7,5 км в длину). Отсюда видим, как к горбу горки приближается очередной грузовой состав. Горочные составители Максим Сотников и Дмитрий Третьяк приготовились к расцепке вагонов. Им необходимо с помощью расцепного рычага отсоединить на ходу один или группу вагонов для роспуска по заданным путям. Согласно натурно-сортировочному листку это предстоит сделать 22 раза. вагон с пропаном «снимут» маневровым тепловозом, как запрещенный к роспуску.
– Горочные составители трудятся в паре, – говорит Максим Бохан. – Это увеличивает скорость роспуска, исключает ошибки, гарантирует безопасность движения.
А вот регулировщик скорости движения работает в одно лицо. Сегодня в этой роли первозимник Дмитрий Ралло.
Возвращаясь в здание центрального поста ЭЦ, Максим Бохан предупредил, что мы обязательно должны заглянуть в станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов, где выполняется большая и очень важная часть процесса перевозок. Здесь сосредоточена вся перевозочная документация на прибывающие и отправляющиеся со станции поезда. В них полная информация о вагонах с момента отправления, которую операторы сверяют, корректируют. Документ на один вагон, порой, состоит из шести и более листов.
 
Горочный составитель Дмитрий Третьяк.
Неотъемлемой частью трудовой смены большой станции являются дежурные по паркам. Работа у них более чем подвижная: то закрепить подвижной состав тормозными башмаками, а потом снять, то выдать машинистам поездные документы и предупреждения… Удивительно, что на этих должностях – хрупкие и почти некрасовские женщины, которым в день приходится по десятку раз носить 7-килограммовые тормозные башмаки и в любую погоду проходить не один километр. Все-таки был прав великий русский классик, более века назад посвятивший прекрасной половине свою поэму. Мы познакомились с дежурными по паркам №№ 3, 4 Еленой Лобажевич и Еленой Целебук, которые отдали этой работе много лет и с улыбкой говорят о сложностях.
Оперативное руководство работой с местными вагонами выполняется в 5-м парке станции, где находится пост централизации. Организация и контроль за этим процессом, а также взаимодействие с клиентами сосредоточены в руках дежурного поста централизации. Сегодня в этой роли Татьяна Невмержицкая, уже получившая хороший опыт, будучи оператором при дежурном по станции Минск-Сортировочный. Основные клиенты – Минский комбинат силикатных изделий, ОАО «Минскдрев», железнодорожные предприятия. В 2016 году объем груза, пришедший в их адрес, составил 105,5% к предыдущему году.
 
Дежурные по паркам №№ 3, 4 Елена Лобажевич и Елена Целебук
В целом минувший год для станции Минск-Сортировочный был удачным. Минчане обеспечили безопасность движения поездов, хорошо работали по простою вагонов, среднему весу поезда. С плюсом выполнены такие показатели, как прием и отправление поездов в сутки, вагонооборот, переработка на горке, производительность маневрового локомотива, производительность труда, энергосбережение.
2016-й был богат и на события. На базе станции появился Центр управления и транспортного обслуживания (ЦУТО). По итогам полугодия коллектив оказался в числе лучших в отраслевом соревновании магистрали, а под его занавес станция отметила свое 145-летие.
 
 
Ольга ОРЛОВА
 
 
К списку новостей за 2017 год