Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Минское отделение Белорусской железной дороги

История

Легендарный железнодорожник, который сделал большой вклад в развитие не только Оршанского железнодорожного узла, но и стальной магистрали Беларуси. Это Герой Социалистического труда Иван Васильевич Маньковский.
 
Родился Иван Васильевич Маньковский 4 октября 1895 года в многодетной семье железнодорожников. Семья Маньковских более полувека жила на 548-м километре перегона Орша — Коханово отец Ивана побывал рабочим и старшим рабочим, бригадиром пути и дорожным мастером, мать долгие годы охраняла железнодорожный переезд. За доблестный и многолетний труд Василию Тимофеевичу Маньковскому в 20-х годах прошлого столетия было присвоено звание Герой Труда. Для Ивана отец всегда был образцом отношения к труду и любви к делу всей своей жизни. По окончании сельской школы в 1912 году Иван учился на Первых Московских электротехнических курсах, после которых стал работать на станции Рига-1 Риго-Орловской железной дороги надсмотрщиком телеграфа, а затем десятником связи в управлении дороги. Там его застала Первая Мировая война. Кайзеровская Германия оккупировала Прибалтику. Ивану пришлось перебраться в Витебск. 1 мая 1917 года молодого связиста назначили старшим механиком связи на линии Витебск-Орел, а в 1918 году — начальником участка связи в Могилёве.
 
Следуя вехам истории, по Брестскому мирному договору должна была начаться передача Российскому государству оккупированных немцами железных дорог и территории от Орши до Гомеля, от Жлобина до Минска, вблизи которого стала проходить государственная граница с бывшим Варшавским губернаторством царской России, провозгласившим в условиях немецкой оккупации самостоятельность панской Польши. Тогда Иван Маньковский был уже достаточно известен на сети дорог. Газета «Гудок» 7 ноября 1935 года писала, что Ивану Васильевичу Маньковскому было поручено возглавить группу приёмки связи и организовать связь с центром, железнодорожными станциями и узлами освобождаемой территории, и он выполнил задание блестяще.
 
Рассказывая о жизненном пути Ивана Васильевича, корреспондент газеты отмечал, что в октябре 1919 года Маньковского назначили начальником участка связи в Орше. Фактически он в 23 года стал одним из первых советских начальников дистанции сигнализации и связи. Поэтому Ивана Васильевича Маньковского по праву можно считать родоначальником и первым руководителем нашей Оршанской дистанции сигнализации и связи.
В Орше Иван Васильевич проявил не только свои организаторские способности, но и талант изобретателя. Он привнес культуру в производство. По словам очевидцев в его служебном кабинете на окнах стояли цветы. Высокий шкаф был наполнен книгами. Сам Иван Васильевич был подвижным, напористым, всегда начисто выбрит и подтянут. Глядя на начальника, опрятно выглядели и все сотрудники. Высокая культура производственной обстановки оставляла неизгладимое впечатление, у всех, кто был с ним знаком.
 
Маньковский оборудовал внутрикомнатную связь в здании отделения. Дистанция обеспечила избирательной селекторной связью участки Орша-Лепель, Орша-Коханово, Орша-Красное. Связисты Маньковского оборудовали внутридеповскую связь в знаменитом паровозном депо Орша, начальником которого стал будущий Герой Советского Союза Константин Заслонов.
 
Иван Маньковский пользовался абсолютным авторитетом не только в дистанции связи, но и на других предприятиях Орши. По предложению рабочих ему в канун 1 Мая 1929 года вручили ценный подарок: портрет Ленина. Преданный своему любимому делу в коллективе оршанских связистов он воспитывал бережное отношение к каждому винтику. Из 60 техников, работавших на дистанции, 56 были подготовлены на месте под непосредственным руководством Ивана Васильевича. На всех станциях Оршанского узла ручные переводы стрелок и управление семафорами к 1935 году заменены электрической централизацией и сигнализацией. Монтёры, механики и сигналисты (бывшие стрелочники) неослабно следили за состоянием приборов. «Пуще всего я взыскиваю за плохую видимость сигналов. Слепые сигналы — источник аварий», — говорил Иван Васильевич. Обучая других, он постоянно учился сам. Его техническая мысль обогатила транспорт ценными изобретениями: вагоном СЦБ, велосипедом-дрезиной для электромеханика связи околотка, испытательным щитом для поездных телефонов.
 
Возглавляемая им дистанция связи была лучшей в стране. Большая и малая механизация, высокая культура производства, постоянная учёба — требования, которыми руководствовался Маньковский. «Наши дорогие и точные приборы должны работать безотказно. В этом гарантия безопасности движения. Но для этого необходимо поставить наши приборы в культурные условия» — говорится в одной из статей И. В. Маньковского.
 
В книге «Развитие автоматики телемеханики и связи на железных дорогах» под редакцией канд. техн.наук Б. С. Рязанцева говорится «Так, хорошо был известен положительный опыт Оршанской дистанции Московско-Белорусско-Балтийской дороги, начальником которой был И. В. Маньковский. На этой дистанции еще до приказа НКПС № 90/Ц ввели систему планово-предупредительного ремонта, организовали систематическое повышение квалификации кадров, добились надежной работы устройств. Дистанция прочно удерживала переходящее Красное знамя дороги».
 
И не случайно в январе 1936 года постановлением Совнаркома он был утверждён членом Совета при НКПС - народном комиссариате путей сообщения. 4 апреля 1936 года, когда большая группа железнодорожников награждалась орденами, И. Маньковский был удостоен ордена «Знак Почёта».
2 июня 1936 года его, почётного железнодорожника и орденоносца, назначили начальником службы связи Калининской железной дороги.
 
Он переехал в Ржев, жил в здании на берегу Волги, в котором, кстати, драматург А. Островский писал свою «Грозу». Работники дистанции привыкли видеть Ивана Васильевича на самых ответственных участках, где была нужна его оперативная помощь. Он всегда следовал своему правилу: лично проверял работу людей.
В начале Великой Отечественной войны Маньковский работает во взаимодействии с передовыми частями Красной Армии. На линии Москва-Ленинград со своим коллективом он обеспечивал связью штаб Калининского фронта. Управление дороги перебралось на станцию Медведево, где и был главный узел связи магистрали. Находясь севернее Смоленска, Маньковский отступал с войсками и связистами, но не по шпалам, а по болотам и лесам… Он вывел из окружения большую группу бойцов и железнодорожников. И снова работа в суровую зиму сорок первого. Когда разгромили немцев под Москвой, Маньковский со своими специалистами следовал за наступавшими войсками Калининского фронта. Связисты не замечали ни сугробов, ни вьюг, ни морозов. Долбили мёрзлый грунт. Столбы готовили прямо в лесу. В снегу по обочинам собирали всё, что можно пустить в дело, что могло бы пригодиться для быстрейшего восстановления поврежденных линий. Отступавший враг густо минировал перегоны. Маньковский чертил схему за схемой, пока не был разгадан секрет установки мин и не найден способ их быстрого обезвреживания. 150 километров пятипроводной линии протянули они, шагая вместе с солдатами первого эшелона. Даже в трудных условиях войны он продолжал изобретать. Придумал переносную селекторную станцию для соединения объектов участка, ввёл на дороге дублирование связи, используя для этого местные линии. Строил обходные линии на узлах, подвергавшихся частым бомбёжкам и обстрелам. 24 июля 1942 года он был награждён солдатской медалью «За отвагу» №66862.
 
И ещё один факт: — Из Оршанских связистов в первые дни войны было сформировано воинское подразделение, которое возглавлял Н. В. Маньковский, заместитель начальника городской конторы связи — это родной брат И. В. Маньковского.
 
Жизнь Ивана Васильевича оборвалась в ночь с 14 на 15 марта 1943 года на дорожном узле связи в Медведево при сильной бомбежке, до последнего вздоха он руководил узлом связи. Его хоронили 18 марта, когда с самолётов сыпались зажигательные бомбы. Гроб поставили в вагоне, так как ни одно здание не уцелело.
 
Теперь улица, на которой находился дорожный узел связи в Медведево, носит имя Ивана Маньковского.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Маньковскому Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Награжден орденами Ленина (5 ноября 1943, посмертно), «Знак почета» (04.04.1936), медалью «За отвагу» (24 июля 1942).
 
Он первый из уроженцев Белоруссии, удостоенный высшей награды Родины, как и первый в Калининской (ныне Тверской) области, где трудился и погиб.
 
В Оршанской дистанции сигнализации и связи хорошо знают о заслугах и подвиге Ивана Маньковского и, безусловно, гордятся первым руководителем своего предприятия, которому он посвятил 17 лет.